Линейные композиции, используемые мастерами ковки в московской архитектуре эпохи модерна

Рубрика: Прочее | 09.08.2012
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars 0,00
Загрузка...

Линейные композиции стали применяться мастерами художественной ковки в Москве в самом начале XX века и впервые проявились в оригинальной ограде особняка в Рюмином переулке. Кованые решетки составляли один многократно повторяющий эскиз, в коем упругие, изогнутые стержни перетекали от одного звена в другое. Для изготовления изделия использовались стержни из стали квадратного сечения. Детали воспроизводились посредством гибки, разгонки и протяжки для придания им необходимой формы. Благодаря непрерывно перетекающему эскизу с точностью подогнанных стержней, кованая ограда на расстоянии отличается единством композиции. В ней есть много сходства с ограждением бывшего особняка Дерожинского в Кропоткинском переулке. Сама композиция и эскиз забора расположены на местности, поскольку она может быть установлена исключительно на рельефе, под определенным углом. Ковка, выполненная посредством уступов, опускается по рельефу, тем самым усиливается динамика эскиза, в стильной линейной форме отображающего войну многоголовых чудовищ. Кованые заборы изготавливались по шаблону. Стойки заменены высокими вертикальными стержнями, согнутыми в верхней части. Для придания удобства монтажу в вертикальной части стержня произведено половинчатое сечение для закрепления другого звена. При монтаже ограждения звенья соединялись посредством болтов. Все детали их кованые, изгибы и заключения отдельных деталей имеют примыкающие расширения.

При производстве шедевров, украшающих архитектуру московских зданий эпохи модернизма, использовались также линейные композиции с так называемым внедрением объемных деталей. К данному виду относятся изделия живописного плана, в которых заключены всевозможные объемные детали, зачастую выполняемые из тончайшего листа стали. Однако, и в данном случае линия остается главной чертой, а тончайшая графичность кованых изделий в архитектуре модерна – ведущий принцип. Замечательными примерами служат два балконных ограждения бывшего дома Бахрушина. Ограда меньшего балкона в плане ритма несложно и представляет линейное построение, выполненное из тонких металлических стержней. Оно представляет весомый интерес своими гибкими линиями, походящими на стебли водяных лилий. Отдельные детали верхней части заборчиков раскованы на полосы. В эскизе заключено объемное отображение самих лилий, подлинно воспроизведенных до малейших пестиков. Второй, более объемный балкон обладает ограждениями того же плана, но отличительной чертой его являются разнообразно чередующиеся ритмы стержней и сечений деталей. Они служат показателем недюжинного мастерства художников по металлу.

 

Похожие записи